Лина Аюрведа (nilulin) wrote,
Лина Аюрведа
nilulin

Category:

Качество внутреннего покоя

Недавно мне попалось 3-е издание книги Виктора Бойко "Йога: исскуство коммуникации". И в этом новом издании - дополнительная глава "Практика йоги в русле Сутр Патанджали". Замечательная глава. Ее я попробую вкратце пересказать, так как в интернетовских изданиях я не нашла этого дополнения. В авторите В. Бойко сомневаться не приходится - это один из известнейших людей в этой области.
Цель этой главы - опираясь лишь на одну Сутру Патанджали (46, II) путем последовательных выводов, основанных на личном опыте (В.Бойко), показать, что именно стоит за текстом Патанджали и какие могут быть получены результаты от практики йоги в ключе рекомендаций первоисточника. Вот один из переводов этой Сутры: "При прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном асана достигается". 

Что здесь подразумевается под усилием?  Речь идет об отказе в асанах от обычных стереотипов поведения - старания сделать позу лучше, как на "картинке", от старания вообще. Исполнитель любой асаны должен пребывать в полной (насколько позволяет форма) мышечной релаксации. Там же (Сутра 46, II) - "Асана есть неподвижная и удобная поза" (с последующим прекращением обычного мыслительного процесса. Если в исполнении позы каким-то образом задействовано мышление - она не является асаной.). Запомнив вид позы на картинке либо исполнении инструктора, асана выполняется настолько близко к образцу, насколько сегодня позволяет тело, ни к чему сознательно не стремясь.

Таким образом, главный результат, который должен получиться непосредственно в практике асан - это отсутствие какого-либо заметного текущего результата (в обычном его понимании). Нет боли, нет пота, каких-либо новых или непривычных ощущений. Йога - это процесс неспешной смены положений тела, которые оно никогда не примет в повседневности. Они выдерживаются в определенном состоянии ума. Именно в это время происходит полезное воздействие асаны, столь же неощутимое, как пищеварение или ток крови в теле. Следовательно - волевое, целенаправленное и быстрое чередование каких-либо положений тела йогой не является. В традиционной йоге работает не столько форма и сложность асаны, сколько время выдержки. Высокая сложность асан оправдана лишь в том случае, когда исполнителю она не составляет труда и позволяет сохранить полную релаксацию. Сложные асаны можно осваивать только очень гибким от природы людям, остальным такая сложность противопоказана, а стремление к ней - разрушительно для здоровья.

В процессе адаптации к практике йоги новичок осваивает первое устойчивое переключение внимание - на тело. Наиболее удобной зацепкой бывают кончик носа, глаза. В асанах по возможности их следует закрывать, поскольку по зрительному каналу в мозг поступает много информации извне, создающей помехи процессу успокоения. Если какое-то время глаза удается сохранить расслабленными (отпущенными) - процесс мышления начинает тормозится. Еще лучше сосредотачивать глаза на переносице (здесь требуется небольшое привыкание, пока уйдут неприятные ощущения). Когда ваше внимание приковано к определенной точке тела - нет места для посторонних мыслей.

Для получения ментальной тишины нужно затормозить ментальные процессы. Для этого следует: не трогать воспоминания, не выстраивать логические цепочки, не делать умозаключений, отпустить мозги на самотек.

Наступлению ментальной тишины предшествует стадия ментального хаоса. Поток образов становится сноподобным и бессвязным. Внутренний диалог/монолог вырождается в смутную болтавню. Полное молчание ума возникает далеко не сразу и отнюдь не у всех адептов йоги. Обычно, спонтанное действие ума отодвигается на задний план и как бы выцветает- как на экране выключенного телевизора - что-то мелькает, говорит, вертится. Часть Я, практикующая йогу, наблюдает за этими фокусами отрешенно и безучастно, не втягиваясь и не пытаясь понять происходящее. И только в условиях чистого, но бодрствующего сознания и физиологического покоя запускается процесс системной очистки и регенерации организма. Именно этот процесс всегда сопутствует занятиям традиционной йогой и является неотлемлемой его чертой. Это и есть, не что иное, как встроенная в технологию классической йоги терапия (оздоровление). В результате такой практики любой человек постепенно восстанавливает исходное, присущее ему от природы психофизическое состояние.

У западного читателя возникает правомерный вопрос: "Почему никто, никогда и нигде (даже в Индии, в ашрамах) не разьясняет начинающим западным йогам тему ментальной релаксации и все, что из этого следует? Не утаивали ли что-то индусы?". Все, побывавшие в Индии, отмечают изначальную психологическую расслабленность местного населения. Это западному человеку посредством практики йоги нужно учиться "отстегивать" голову, уходить от бесконечной ментальной суеты и напряжения, но у индусов в массе своей этого просто нет. И если с ними заговорить об этой проблеме, то они, скорее всего, даже не поймут, о чем речь. Рядовой индус незнаком с ментальным напряжением точно так же, как западный - с ментальным покоем.

Изначально йога создавалась для людей не с западным образом мышления. Вот почему то, что в Сутрах Патанджали является общим местом (сосредоточение на бесконечном, т.е. полное рассредоточение или молчание ума), оказывается камнем преткновения для западных людей. Они попросту не замечают этого маленького ньюанса. И если с этой позиции оценить преподования "йоги" в разных школах, что многие родоначальники этих "школ" не имели понятия о главной нынешней проблеме человека Запада - повышенном психоматическом тонусе. И этот тонус чем только не предлагают уменьшать (перечислять методы не имеет смысла). Но эти методы проигрывают йоге в главном: она обсолютно безопасна! В ней только запуск естественных процессов очищения и восстановления инициирован самим субьектом (практика асан в состоянии глубокой релаксации).

И все-таки опять возникает вопрос: если человек здоров и молод, либо хорошо сбалансирован от природы в эмоциональном отношении, чем может быть ему полезна и что может дать ему Йога?

Итак, для молодого, здорового и не имеющего проблем человека йога обеспечивает:

- способность (умение) по желанию на какое-то время полностью выключать мыслительный процесс (в том числе и спонтанный). После этого продуктивность и мощность мышления ощутимо возрастает;

- ум освобождается от ментальной суеты, а внутренний покой позволяет замечать массу событий и ньюансов, которые раньше для человека не существовали;

- меняется сам характер интеллектуальной деятельности. Думать, как раньше, словно ворочая жернова в уме - становится ни к чему (речь идет о сложных вещах, элементарные операции с простыми текущими событиями не загромождают пространство сознания). После сбора и накопления информации по какой-либо теме все осознанное, забываясь, уходит внутрь, и остается только ждать ответа, который, так или иначе "всплывет" в готовом виде;

- постоянно и вовремя срабатывает интуиция;

- не накапливается перегрузка и последствия стрессов;

- здоровье и самочувствие всегда отменные;

-обеспечивается максимально продуктивная коммуникация с социумом - это следствие силы покоя;

- эта сила есть не что иное, как накопленная саттвичность;

- использую ее, адепт йоги переносит акцент на взаимодействие с окружаюшим миром не посредством вложения в него как можно большего количества энергии, но качеством своего внутреннего состояния!

- реакция мира (его "ответ") на наши действия зависит не только от того, что и как мы делаем, но в основном от того, в каком душевном (психоэмоциональном) состоянии при этом находимся;

- зачастую именно это является главным фактором, определяющим развитие событий, инициированных нами в окружающем мире. Не величина (степень) личных усилий, не их количество, не затраченные ресурсы и время, но исключительно качество внутреннего покоя.

Практика асан и пранаямы - это специфический "обжиг" тела и души в огне йоги (так гласит притча). Когда тело и душа очистится - приходят сиддхи (сверхъестественные способности, которые могут проявляться спонтанно или в результате духовной практики).

Не будем здесь перечислять обычный перечень, остановимся только на силе:

- все в жизни начинает складываться наилучшим образом, человек всегда получает то, что ему надо. Подчеркиваю: дейтвительно надо, но не то, что хочется! Желания и действительные потребности вещи очень разные. Если речь идет о хотениях, продуцируемых умом, - сила не работает, она не по этой части;

- сила - эта внутренняя гармония и покой, ничем не нарушаемая саттвичность, которая является истинным результатом йоги.
Такое впечатление, что увеличивается "удельный вес", твое простое присутствие (наличие в этом месте в данный момент времени) начинает ощутимо влиять на расклад событий и самочувствие тех, кто тебя окружает;

- человек перестает нуждаться в какой-либо поддержке, напротив - из потребителей покоя он становится его генератором, переходя в категорию опор, жилеток для слез, источников подпитки;

- сколько не отдаешь силу окружающим, хотя бы просто для облегчения их состояния, она всегда возвращается многократно."

Вот краткий обзор новой главы "Практика йоги в русле сутр Патанджали", добавленной в 3-е издание "Йога: исскуство коммуникации" В. Бойко. Она еще раз показывает, что трактовка практических аспектов йоги в Сутрах Патанджали отнюдь не устарела, а напротив, дает ученику йоги неограниченные возможности самосовершенствования!

Tags: йога
Subscribe

  • Кунжутная соль от насморка

    Встретила японский «чудо-рецепт» «Как вылечить насморк за 12 часов». Утверждают, что рецепт очень эффективный и против насморка и против всяких…

  • Tыквенный мед

    Сейчас время тыкв, ленты друзей в соцсетях заполнены фото с этими красавицами. Рассказывать о том, какой вкусный тыквенный суп, каши. запеканки…

  • Женьшень для мужчин

    Мужчин в друзьях у меня мало, но может кто донесет эту информацию до своих партнеров. Подбирала информацию о женьшене и вот на что обратила…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments