?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Друзья-товарищи, к религиям я не имею отношения, так как «Йога и Аюрведа – вне религии», но вот интересное мнение индолога, санскритолога, востоковеда:

1. «Преданный»: в Индии нет никаких «преданных». Ничьих. Ибо русское слово «преданный» - это только и исключительно прилагательное, требующее существительное в дательном падеже (преданные Раме/Аллаху люди). Субстантивизация этого слова - результат безграмотности первых советских кришнаитов, скалькировавших английский термин «devotee». Вместо выражения «преданный Кришны» следует говорить и писать «поклонник Кришны», «почитатель Кришны», «верующий в Кришну» и т.д.

2. «Мастер» (-фломастер): также слепая калька с английского «master», которое в английском то языке имеет значение «учитель», но никак не в русском. Следует использовать, собственно, «учитель», «наставник» или даже «гуру».

3. «План» (в смысле «план сознания», «план Вселенной», «астральный план»): план забивают в косяк, а термин «лока» переводится как «обитель», в крайнем случае, «уровень». Стремление заменить нормальные русские слова идиотскими шизотерическими терминами - нездоровый признак.

4. «Планета» («духовного мира»): ещё один неприемлемый перевод термина «лока». Планеты в нашем понимании (Марс, Юпитер и пр.) суть «граха», а лока - это именно обитель (в разных смыслах этого слова). «Брахмалока» - это не «планета Брахмы», а «обитель Брахмы», которую Веданта-сутры описывают вовсе не как «планету», а как безграничное пространство.

5.«Вайшнавизм»: несмотря на то, что этот термин уже начали использовать некоторые индологи (находящиеся под влиянием идеологии ИСККОН (Международное общество сознания Кришны), он неграмотен. В русском языке есть устоявшиеся термины «вишнуизм», «шиваизм», «шактизм» и «смартизм». Если уж кто-то хочет использовать именно санскритский термин, то его ни в коем случае нельзя "измизировать". В таком случае следует сказать «школа вайшнава» или «вайшнава дхарма». Ей Богу, слово «вайшнавизм» у меня ассоциируется со вшами.

6.«Полубоги»: этот ИСККОН-аизм уже оскомину набил. Полубоги - это дети от брака богов и людей в греческой мифологии (Геракл, Персей и пр.), а ведийские и пуранические дэвы - это именно боги. Нельзя быть полубеременной. И нельзя быть полубогом. Другое дело, что, если в вишнуизме иные дэвы, помимо Вишну (и, иногда, Шивы), Всевышним не считаются (в отличии от несектантского индуизма), то они определяются как «упадэваты», т.е. «вспомогательные божества», но никак не ПОЛУбожества.

7.«Астрал», «ментал» и прочие «шизотеризмы»: дабы высказывание или текст не выглядели как «неоадвайтические» или теософские, эти слова также использовать не следует. Например, «mental plane» я перевожу с английского как «уровень ума».

8.«Фестиваль» в отношении индуистских праздников: «фестиваль Джанмаштами» звучит ужасно, так как в английском и русском языках это слово имеет совершенно разный смысл. Индуистский праздник (утсав, махотсав) - это именно «праздник».

Подмена понятия «индуистский» понятием «ведический»: всем следует запомнить раз и навсегда - не существует никакой «ведической психологии», «ведической кулинарии», «ведической астрологии» и пр., ибо термин «ведический» относится к Ведам и эпохе Вед, современный же индуизм базируется на Ведах, Пуранах, Агамах, а также включает в себя целый пласт дравидской и исламской культуры.

Большинство т.н. «ведических принципов», проповедуемых ИСККОН-аитами и прочими, сложились уже в постведическую эпоху (более того, их «ведическая кулинария» вообще имеет на 80% мусульманское происхождение, равно как и требование женщине закрывать плечи и живот). «Ведические принципы» на самом деле - это полигамная семья, жертвоприношения скота Индре и мясоедение, целомудрие же, храмовое поклонение Вишну или Шиве, медитация, и ненасилие, включающее вегетарианство - это именно индуистские (!!!) принципы...

Источник

(автор - Максим Демченко— индолог, санскритолог, востоковед, кандидат культурологии, член издательского совета Центра межрелигиозного диалога им. Свами Абхишиктананды (Дели), Ассоциации Моншанена-Лё Со (Париж-Лион), доцент кафедры религиоведения, этнокультурологии и регионалистики Российского православного университета им. св. Иоанна Богослова (Москва).

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
doctor_elena
Jul. 20th, 2014 03:03 pm (UTC)
Прямо диссертация по санскриту :-)
nilulin
Jul. 20th, 2014 03:06 pm (UTC)
Товарищ серьезный!
Кстати, в profile у него стоит - католик. Во как!
towndwarf
Jul. 20th, 2014 04:51 pm (UTC)
BTW,Я ужо год как в Индии.
Да согласен почти со всем, что сказано.... ну разве что с вайшнавизмом он несколько не прав.
И да, нынешнее общество в Индии, практически во всех религиозных направлениях исключительно далеко от Вед, примерно как современное христианство далеко от того, что проповедовал Исус, иудаизм - от того, чем он был 3000 лет назад... и только ислам, как самая "простая" и жадная религия - успешно завоёвывает умы низших каст...

Везде есть существенные перекосы...как раз навеянные исламом.(особенно - нижестоящее положение женщины по отн к мужчине).
nilulin
Jul. 21st, 2014 01:35 am (UTC)
Алексей,
я настолько не упеваю читать ЖЖ, что пропустила этот пункт - ты в Индии. Тебе оттуда виднее.

А я пойду поброжу по твоему журналу. Буквально только что вернулись из гостей, где у одной приятельницы муж уехал в Индию, бросив тут все на нее и не обьявляется уже несколько месяцев. Почитаю (может быть) у тебя - что там делают мужчины :)
towndwarf
Jul. 21st, 2014 05:10 am (UTC)
В ЖЖ у меня лишь верхушка айсберга. Всего 1.5 пост на эту тему
welcome to http://vk.com/towndwarf

Все посты открыты
(Да, в Индии я опять стал есть мясо.В каком-то из постов ВК обьяснение причин)
doctor_elena
Jul. 21st, 2014 08:01 am (UTC)
Обалдеть! Обычно в присуисивии католиков даже упоминать нельзя другие религии - загрызут!
haos_zapredelny
Jul. 20th, 2014 06:39 pm (UTC)
Кое в чем он не прав: план в косяк не забивается. :)
nilulin
Jul. 21st, 2014 01:27 am (UTC)
Ученый, а в таких простых вещах не разбирается, в косяках :)
(я, кстати, тоже :)
mgolubev
Jul. 21st, 2014 05:02 pm (UTC)
Грамотно и своевременно
nilulin
Jul. 21st, 2014 11:49 pm (UTC)
Точно, а то все вокруг только и говорят "Веды, ведическое". Продается лучше :)
mgolubev
Jul. 22nd, 2014 08:44 pm (UTC)
Шеф сегодня очень правильный термин выдал - природоведичество... :)
nilulin
Jul. 22nd, 2014 08:57 pm (UTC)
нужно высечь в граните :))
mgolubev
Jul. 23rd, 2014 08:52 pm (UTC)
в бронзе :)
ivivisector
Jul. 22nd, 2014 11:18 am (UTC)
Товарищ Максим Демченко, типа, "под умного" закосил, простите за мой русский. Почему же тогда практически все вайшнавские и кришнаитские книги переведены именно с упомянутыми словами? Ну так пусть скажет тем "преданным", которые книги переводили (тот же Шримад Бхагаватам), чтоб переписывали, а то непорядок.
nilulin
Jul. 22nd, 2014 11:49 am (UTC)
Точно, надо ему написать, чтобы передал "преданным", что все неправильно :))
valentincehov
Apr. 3rd, 2015 10:41 am (UTC)
Статья написана неуважительно если не по хамски. Например он что с детьми шутит или он гопник? Это разве здоровый признак?Рифмы дворовые к чему?
1. «Мастер» (-фломастер)
2. "план забивают в косяк"
3. "шизотерическими терминами"
4.«вайшнавизм» у меня ассоциируется со вшами

Пусть рецензию на "Бенгальский вайшнавизм" пишет. Там Ватман говорит что на Западе вайшнавизм устоявшийся термин http://valentincehov.livejournal.com/248298.html

1. а бхакты в Индии есть? Как слово бхакти переводит индолог, санскритолог, востоковед, кандидат культурологии, член издательского совета и прочая и прочая?
( 16 comments — Leave a comment )