Лина Аюрведа (nilulin) wrote,
Лина Аюрведа
nilulin

Categories:

Диета йогов

“Хатха-Йога Прадипика" с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати.

Шлока 58. Митахара — умеренная диета

Митахара определяется как приятная и сладкая пища, оставляющая желудок на одну четверть пустым и съедаемая (как подношение Шиве).

«Сладкая пища» — это пища свежая и доставляющая удовольствие по вкусу; это совсем не обязательно то, что содержит избыток сахара.

«Пища неприемлемая» — это пища или плохая по вкусу, или отравляющая системы организма, или не согласующаяся с правильным обменом веществ человека. Желудок никогда не должен быть переполнен, он должен быть наполовину заполнен пищей, на четверть водой и на четверть воздухом.

«Есть, совершая подношение Шиве» — это означает, что, принимая пищу, йог не должен воспринимать это, как будто он ест для себя. Он должен воспитывать в себе такое отношение к еде, что она нужна для поддержания тела, чтобы его сознание могло продолжать свои процессы раскрытия духовных возможностей и духовной эволюции.

Шива — это внутреннее сознание, атма. Все, что ест йог, должно рассматриваться как прасад, или предложение от высшего бытия, Я. Это очень важно для искоренения чувства эго — «я» хочу и «я» ем. Пища принимается не ради чувства удовлетворения, а для поддержания сосуда, содержащего внутреннего жильца, атму. Еда поэтому должна рассматриваться как часть садханы человека. Жизнь сама по себе есть садхана.

Многие люди доставляют себе удовольствие пищей, используя это как средство бегства от ума. Когда они в напряжении, разочарованы или не чувствуют себя в безопасности, они едят, чтобы уменьшить проблему. Йог всегда должен относиться к пище как к лекарству, которое очищает тело и ум и дает им горючее для поддержания жизни и прогресса в садхане. Поэтому он всегда должен есть медленно, тщательно, с осознаванием и с более высокой целью, чем обычное чувственное удовольствие.

Митахара означает «саттвическую пищу», то есть легкую пищу, которая легко усваивается.

Свами Шивананда из Ришикеша говорит по этому поводу:

«Тяжелая пища ведет к тамастическому состоянию и вызывает только сон. Существует общепринятое заблуждение, что для здоровья и силы необходимо большое количество пищи. Многое зависит от способности усваивать и поглощать пищу. В большинстве случаев большая часть пищи выходит неусвоенной вместе с испражнениями... Почти все болезни вытекают из нерегулярности питания, переедания и от нездоровой пищи». Его основная сентенция состоит в том, что от переедания вы становитесь рогом(больным), а от саттвической пищи — йогом.

Шлокa 59. Пища, которая запрещена для практикующих хатха-йогу

Пища, которая запрещена (для йогов):

горькая, кислая, острая, соленая; зеленые овощи (кроме предписанных), кислые каши, растительные масла, кунжут и горчица, алкоголь, рыба, мясо, творог, пахта, мелкий горошек, плоды ююбы, пирожные, приготовленные на масле, асафетида (растительная смола) и чеснок.

Диета йога должна быть простой и мягкой, успокаивающей. Следует избегать всего очень концентрированного, вызывающего кислотность в желудке, то есть жирной, пряной и несвежей пищи.

Должна определенно избегаться пища, которая вызывает накопление токсинов и гниение в кишечнике.
Асафетида и чеснок считаются средствами, усиливающими половое чувство, поскольку предполагается, что они стимулируют производство половых гормонов. Они, конечно же, не вредны и в небольших количествах могут оказывать лечебное воздействие, но это очень сильные средства, которые оставляют в теле запах. Говорят, в частности, что чеснок не должен приниматься на ночь, потому что он возбуждает сексуальные фантазии.

Тот, кто старается поддерживать в себе осознавание высших аспектов реальности, должен определенно удержаться от принятия таких веществ, пока прочно не утвердится в этом состоянии сознания.
Алкоголь должен строго избегаться, и не только потому, что он вызывает интоксикацию ума, но в большей степени по той причине, что он разрушает клетки печени и мозга, которые не восстанавливаются. Если клетка мозга разрушена, то она не замещается другой, а в йоге целью практикующего является сохранить и поддержать тело, так что к алкоголю лучше не прикасаться.

Шлокa 60. Пища, которая запрещена для практикующих хатха-йогу

Не принимай нездоровую пищу, то есть такую, которая вновь разогрета после остывания, которая является сухой (не содержит натуральных масел), которая является избыточно соленой или кислой, несвежей или содержащей слишком много (смешанных) овощей.

Если пища приготовлена, а потом снова разогревается после ее охлаждения, то в нее попадают бактерии, и если ее после этого съесть, то это порождает брожение в желудке, что приводит к несварению, метеоризму и кислотности. Сухая пища — это та, в которой абсолютно нет естественных масел или не осталось воды. Растительные масла необходимы в минимальных количествах. Избыток соли и кислоты выводит систему из равновесия; соль на самом деле непосредственно влияет на темп сердцебиения. Если соль принимается в избыточном количестве, она заставляет сердце биться быстрее и разогревает тело.
Не следует приготавливать вместе много различных типов овощей, поскольку происходящие при этом химические реакции могут расстроить пищеварительную систему и нарушить другие функции тела. Процесс усвоения пищи всегда должен быть быстрым и равномерным, не вызывающим перенапряжения и перегревания системы; прана не должна расходоваться на процесс усвоения пищи.

(“Хатха-Йога Прадипика” с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати)

------------------------

Вот такие рекомендации из древнего трактата. О йоге все, а об аюрведе ничего. Рекомендации общие. А если йоги разной конституции? А если у них есть проблемы? Например, строго не рекомендован чеснок и асафетида.

А при “Наличии паразитов”, например, без чеснока и асафетиды не справиться.

То, что не сведены вместе 2 ветви - хатха йога и аюрведа (ее медицинская сторона) – вполне обьяснимо:

"Здоровый образ жизни по Аюрведе”

Занятия хатха- йогой должны проводиться с учетом вашей конституции. В связке хатха йога – аюрведа получаются отличные результаты, потому что по аюрведе определяется конституция человека и уже потом подбираются асаны (позы хатха йоги). Без понимания своей аюрведической конституции человек может навредить себе, начав заниматься йогой самостоятельно или в студии. Одна асана может действовать исцеляюще на одного человека и принести вред другому.

Такой же принцип и в питании.

Поэтому в современных условиях приходиться самостоятельно совмещать эти знания!

Tags: аюрведа, еда, йога, чтение
Subscribe

  • Заживляющий турмерик

    Пользу турмерика (куркумы) знают все, кто хоть как-то занимается своим здоровьем. Упомяну о поразительном свойстве турмерика мгновенно все…

  • Тоники шатавари и ашвагандха

    Известный тоник шатавари часто рекомендуют принимать с ашвагандхой. Ашвагандха занимает в аюрведической медицине такое же место, как женьшень в…

  • Одуванчик - русский женьшень

    Так его называют в русских травникаx. Во многих странах уже начался одуванчиковый сезон, продлится он недолго и знатоки спешат запастись…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments