Лина Аюрведа (nilulin) wrote,
Лина Аюрведа
nilulin

Categories:

Карма и наши болезни

Как-то последнее время разговоры крутятся вокруг кармических болезней.
Пришлось даже перечитать давний пост в моем аюрведическом блоге.
Добавить нового нечего, так что - копирую:

"До сих пор мы обсуждали физическую часть выздоровления нашего организма.
Но это только официальная медицина лечит отдельно каждый орган, а Аюрведа рассматривает все в комплексе. Аюрведические специалисты являются также и хорошими психологами, потому что понимают, что лечить тело в отрыве от души и ментального состояния невозможно. Ни официальная медицина, ни Аюрведа не лечат кармические болезни.

Как же разобраться - это же это такое и что с ней, этой Кармой, делать? Наиболее широко распространенная трактовка Кармы в обиходе - это моральный закон причины и следствия. Все является следствием прошлых причин и само является причиной будущих следствий. Человек полностью погружен в этот процесс и вынужден постоянно сталкиваться с последствиями своих прошлых поступков. Это и есть Kарма.

В Махабхарате (древнем эпосе Индии) говорится, что человеческая жизнь - это расплата за неправильную предыдущую, и что, как теленок всегда найдет свою мать-корову на пастбище с сотнями коров, так и Карма найдет человека. Поэтому в человеке должно быть проявлено желание поступать мудро. В результате отсутствия такого желания человек совершает неподобающие поступки и вынужден пожинать их плоды по космическому закону справедливости. Карма – Космический закон.
Закон находится вне веры. Не важно, верит человек или нет: закон есть закон, и он действует в пределах Космоса.
К закону Кармы относится всё во Вселенной: и рождение планет, и все происходящее с нами лично и вокруг нас.

Закон Кармы – это уровень предписанных обязанностей. Обязанности определяют, каким образом в этой жизни мы должны научиться приносить пользу людям.
Исполнение долга всегда очищает, если есть точное понимание, в чём он состоит лично для каждого человека.
Предписанные обязанности – это долги, которые тянутся за нами из прошлой жизни. Это наши способности, которые в прошлой жизни мы не смогли обратить на пользу себе и людям.

Обязанность женщины – воспитать детей, а обязанность мужчины – взять на себя ответственность за это воспитание.
Обязанность торговца зарабатывать деньги и жертвовать их святым и на поддержание храмов. Обязанность Учителей - избавить своих учеников от рождения, смерти, старости и болезней, дав им Высшее знание. Так, выполняя свой долг, человек становится счастливым.

Западная философия давно разделилась на 2 лагеря: с одной стороны - представители учения о предопределённости или судьбе, а с другой стороны - приверженцы учения о свободе воли.

Что говорит нам Чарака Самхита:
"Если бы жизненный путь каждого из нас был предопределен, не было бы нужды в мантрах, лекарствах, обрядах, соблюдении правил, покаянии, посещении храмов - то есть во всем том, что служит достижению долголетия. Не было бы нужды уступать дорогу взбесившимся быкам, слонам, лошадям и буйволам, прятаться от урагана, избегать водопадов, труднопроходимых мест или жестоких, лишенных рассудка или жадных людей, врагов, пожаров, ядовитых змей, перенапряжения, недостойного поведения или гнева правителей. Все это не должно нарушать течения жизни только из-за одной мысли о ее предопределенности". (Виманастхана. 3. 36)

Представители 2-х лагерей о судьбе никак не договорятся.
Их могло бы примерить понимание закона Кармы.
То, что мы не в силах справиться с судьбой, ещё не означает, что у нас нет свободы воли. У каждого из нас есть свой путь, свое прошлое, настоящее... Все это в той или иной мере предопределяет будущее - Kарму. Смотря что есть ваш долг, к самому себе, родным, друзьям, Родине, всему человечеству.

Действие Кармы разбивается на 4 ступени:

Карма, фактически, представляет из себя только четвёртую ступень действия: то, что уже произошло - Прарабдха. Однако существуют и 3 предыдущие ступени:

Первая ступень - это Карма в форме семени. Если факторы будут благоприятствовать, то из семени вырастет плод Кармы. Фактически это наши желания. Материальные, или духовные, они приводят нас к определённым решениям: исполнять это конкретное желание или нет.

Это и есть вторая ступень - фаза принятия решения. На этой стадии еще можно остановиться и не принимать опасные решения. Но если всё-таки действие совершено, то это уже следующая, (третья) стадия.

Tретья стадия наступает после того, как действие совершилось. Началась цепная реакция, и колесо Кармы закрутилось. И, в результате, последней цепочкой этой реакции будет опять тот же самый человек. Свобода, присутствующая на предыдущих стадиях, закончилась. В результате этого закона наше действие обретёт логическую завершённость: человек будет обязан испытать тоже самое. Это и есть 4 фаза – Прарабдха.

Цель жизни в человеческой форме жизни заключается в достижении освобождения от всех видов кармы. Если эта цель не достигнута, то считается, что рождение в человеческой форме жизни потрачено зря.

То, что мы называем Судьбой – это реакции, пришедшие к нам по закону Кармы. И всегда причина этих реакций – мы сами. Истинная причина формирования Кармы – деятельность в материальном сознании. Желание наслаждаться приводит к действию, и это действие вызывает желание совершать его снова и снова.

В опытах с крысами, подсоединяли проводок к центру наслаждения крысы, и она умирала, нажимая на кнопку, которая включала ток, не в силах отойти. Зачастую мы сами ищем эту кнопку, а найдя, не можем отойти и вынуждены переходить из тела в тело, побуждаемые материальным сознанием.

С точки зрения Аюрведы наихудшей Кармой является наша привычка беспокоиться из-за пустяков. В "Падма пуране" говорится: "Нет большего горя, чем привычка беспокоиться. Потому, что эта привычка ослабляет тело". Мы привязываемся к ничтожным вещам, будь это коробок спичек или машина, и беспокоимся разными способами: боимся кражи, поломки, старения, и т.д.

Современные исследования подтверждают эту точку зрения, и недаром: эмоциональный стресс считается убийцей номер последнего столетия.

Также в форме беспокойств проявляются Кармические последствия. Поэтому, когда мы искренне раскаиваемся и просим прощение, то приходит спокойствие. Такое ежедневное раскаяние неплохо проводить перед сном. Один из духовных учителей замечательно сказал: "Каждый день мы должны забывать две вещи – всё хорошее, что мы сделали вчера, и всё плохое, что для нас сделали вчера другие. И две вещи мы должны помнить каждый день – Бога и, что смерть может прийти в любой момент".

И снова - из "Чараки Самхиты" о том, что происходит с нашим физическим телом:

"Как правитель города радеет о городских делах, а возничий заботится об исправности колесницы, так и человек не должен пренебрегать своими обязанностями по отношению к собственному телу. Крепкая ось, вставленная в повозку, несет нагрузку и ломается в свое время, когда приходит к концу отпущенный ей срок. Так и жизнь человеческого тела прекращается с наступлением должного времени. Такая смерть называется своевременной. И как та же ось может сломаться в середине пути из-за непомерного груза, ухабистой дороги, отвалившегося колеса, недостатка смазки, неисправности повозки или неумения ездока, так и жизнь человека обрывается посередине из-за излишнего напряжения, неправильного и нерегулярного питания, неумеренности в половой жизни, неправильного положения тела, дурного общества, подавления побуждений, которые нельзя подавлять, и потворства побуждениям, которые подавлять нужно, из-за телесных страданий, ядовитого ветра и огня, ран и пренебрежения к пище и целебным снадобьям".(Виманастхана. 3-38).

"От действий человека зависит его благополучие, знание или неведение, здоровье или болезнь. Человек живет множество раз, и смертен он также многократно. Он многократно рождается в неведении и болезнях, но в его силах освободиться и от неведения, и от ряда перевоплощений и от телесных недугов. "Откуда происходят болезни? Что есть лекарство? В чем причина счастья и страданий? Как сделать, чтобы недуги ума и тела исчезли и не возвращались?

Заблуждения ума, неправильное использование чувств и незнание должного времени - вот три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней - в подобающем использовании разума и чувств, и уважение времени. Действия в добродетели приводит к счастью, а в невежестве и страсти - к страданиям.

Отождествление себя с телом и умом становится источником боли, а когда такого отождествления нет, болезни исчезают и не возвращаются… Если человек правильно питается и ведет себя, не привязан к чувственным наслаждениям, щедр, видит единую духовную природу всех живых существ, правдив, способен прощать, предан духовным учителям и святым, он освободится от всех страданий. Наделенный добродетельным разумом, речью и благими поступками, смиренным умонастроением, чистым пониманием, духовным знанием, покаянием и духовной практикой человек никогда не падет жертвой болезней. (Шарирастхана 2.39-47).

В древнем аюрведическом трактате "Книга бессмертных", который необыкновенно популярен среди последователей гималайской традиции, говорится:

"Не верьте, что болезни, страдания и неудачи, приходят внезапно. Они выбирают, к кому прийти. Люди притягивают их делами своими и мыслями. Но мудрые знают, когда, где и почему они могут напасть. Чтобы избежать проблем, то лучше всего предотвратить их появление в своей жизни. Не нужно ждать, пока ваше неведение привлечет болезнь. Мудрец знает, как избавится от беды, когда она еще не возникла. Он знает, что помогает прорасти сорнякам болезни. Он выпалывает их заранее, пока корни не укрепились и не погубили растение жизни".
Tags: аюрведа, здоровье, самосовершенствование
Subscribe

  • Тоники шатавари и ашвагандха

    Известный тоник шатавари часто рекомендуют принимать с ашвагандхой. Ашвагандха занимает в аюрведической медицине такое же место, как женьшень в…

  • Одуванчик - русский женьшень

    Так его называют в русских травникаx. Во многих странах уже начался одуванчиковый сезон, продлится он недолго и знатоки спешат запастись…

  • Усилитель вкусов

    Увидела недавно в ленте совет известного повара о том, что при готовке можно усиливать основной вкус тем добавлением похожих продуктов, но с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Тоники шатавари и ашвагандха

    Известный тоник шатавари часто рекомендуют принимать с ашвагандхой. Ашвагандха занимает в аюрведической медицине такое же место, как женьшень в…

  • Одуванчик - русский женьшень

    Так его называют в русских травникаx. Во многих странах уже начался одуванчиковый сезон, продлится он недолго и знатоки спешат запастись…

  • Усилитель вкусов

    Увидела недавно в ленте совет известного повара о том, что при готовке можно усиливать основной вкус тем добавлением похожих продуктов, но с…