Лина Аюрведа (nilulin) wrote,
Лина Аюрведа
nilulin

Category:

Причинение добра и нанесение счастья

Что делают родители, чтобы отбить любовь к учебе?

В ЖЖ идет обсуждение темы, поднятой miumau о "причинении добра и нанесении счастья" своим детям в особо крупных размерах.

Одна из авторов (gelena-s) пишет:

"Мне задали вопрос:

А что бы я делала, если бы у меня ребенок залег на диван и скатился на двойки? Мне реально пока на это ответить трудно. Дети уже выросли, а с внуками пока никто не торопится. Да и сомневаюсь, что невестка будет рада моему активному вмешательству, когда они появятся. Так что буду апеллировать к опыту работы с клиентами.

И давайте начнем с простого, с ответа на вопрос: "А что делают родители, чтобы отбить любовь к учебе?".

Вообще-то, интерес у детей к новому есть с рождения и по умолчанию, если ребенок здоров. Другое дело, что он может быть направлен не туда, куда нам бы хотелось. И все равно, до подросткового возраста сделать так, чтобы ребенок не хотел учиться, надо крепко постараться. Конечно, школа тут косячит поболе родителей, но даже там далеко не все монстры. А вот если ребенок совсем не хочет учиться, то это часто результат именно родительских действий.

Так что давайте накидаем все известные вам способы отбивания любого желания учиться.

------------------------

и вот в комментариях делятся - кого как заставляли учиться.

--- "Для моего двоюродного брата у бабушки было наказание - читать. Если где-то накосячил - читай столько-то времени/страниц. Он сопротивлялся - засыпал мгновенно. Наверное, не нужно говорить, что школу брат еле-еле домучил?"

---"У меня так было: все что у меня легко получалось или имелся к этому интерес - тут же обесценивалось или изымалось. Принцип был такой: успех только тогда засчитывается, если он заработан тяжелым трудом, через "не могу", через силу. А если успех получен с радостью, играючи, с желанием - то тогда не засчитывается".


---"Да, у меня тоже так было. И родители, и преподаватели говорили: ты же совсем не старалась, тебе все легко далось! Им хотелось, чтобы все давалось титаническими усилиями".


---"У меня то же самое было. Пятерки по литературе - не считается, ты же ее любишь. Вот по физике - это дааа. Что значит, хочешь в гуманитарный класс? Тебе там легко учиться будет, разленишься, и так ленивая, иди в физмат".


---"Я со старшей очень хорошо "поработала" в этом направлении. Мне было 20, я училась в педагогическом на факультете детской психологии. И, соответственно, всё делала "как положено": занятия с ребёнком и т.п. Она рано научилась читать-писать и т.п., но саботировала учёбу с первого класса.
Прозрела я только к концу 11-го и разрешила человеку пойти в тот институт, в какой захочет.
С младшим всё наоборот. Он растёт как трава, рядом с работающей удалённо мамой, которая периодически в компьютере весь день. По скайпу общаюсь, учу английский и слушаю лекции. Занимаюсь йогой. А ещё хозяйство, готовка еды. Сын задаёт вопросы, я отвечаю "Откуда электричество?", "как пишется это слово?", "что это за буква", "почему английские буквы другие, как их читать?" и т.д."


---"Все время делания уроков стоять над душой - самое сильное, что я видела.
Место для занятий выделить там, где сосредоточиться невозможно, и запретить заниматься в другом месте.
Убедить, что от оценок в школе получаются семейные скандалы, в которых сам ребенок не участвует.
Заставлять все выученные параграфы рассказывать вслух".

---"Можно отучить учиться. Проверять "правильность" выполнения, с комментариями "должен ... неправильно...а Вася уже", причем вася должен быть на пару лет старше, а ещё эффективне - ставить мальчику в упрек успехи девочки, старшей его на ДВА года (разниц у в развитии девочек и мальчиков побоку)".

--- "Меня совершенно не нужно было заставлять учиться в общеобразовательной школе - я, советский ребенок, очень рано поняла, что чтобы поступить туда, куда мне интересно, нужно иметь хорошие знания и хорошие оценки, а в идеале и золотую медаль (как и получилось). И при этом как же я ненавидела музыкалку, каких усилий мне стоило в итоге ее НЕ закончить, чтобы меня не принудили потом поступать в ненавистное музучилище. Я ненавидела ее с первого дня, но мои способности играли против меня".

---"Самое дикое, конечно, при этом, что часть народа помирала над сольфеджио, а другая - отважно билась за бренчание на гитаре Цоя. И сейчас я думаю, что вторая-то половина была права - никто не играет Шопена на дружеских посиделках (полагаю, исключения есть, но редко) - а вот попеть за бутылочкой винца - хороший способ укрепить социальные контакты. То есть пользы больше"

---"Заставлять. сравнивать с другими учениками. кто делает лучше больше, красивше.
ругать, что станет дворником. в общем насилие в любом виде отличный способ отбить любой интерес к чему угодно. и обесценивание еще."

--- "Я видела эту ситуацию с разных сторон - когда собственные дети пошли в школу и когда как репититор занималась с абитуриентами.
С первым ребёнком я боялась школы даже больше, чем он, быстро это поняла, и старалась насколько возможно, от всего устраниться, но при этом следить, что бы он успевал с учёбой.
Мне казалось, что надо создать базу знаний, а к ней уже всё приложится, тем более, что детей без этой базы я видела много и постоянно.
А потом как-то стало ясно, что даже созданная база ничего не решает. И с этой самой великолепной базой желание учиться может так и не прийти. Такое желание, когда находишь дополнительные лекции, например.
С младшей (1 класс) я не делаю вообще ничего. Планирую летом прошерстить пойденное (для базы, ага), а пока она всё сама.
Но дети очень разные, и не факт, что это бы сработало с остальными"

--- "Ты же девочка! Никаких лыж! Девочке надо заниматься танцами и музыкой! Посмотри на себя, ты уже в драке зуб разбила, ты ведёшь себя как пацан, мальчики тебя бить будут, раз ты на девочку не похожа."


---"Никакого фигурного катания не будет! У тебя совсем нет способностей! Маша на на год младше, а уже аксель прыгает, а ты больше оборота никогда не сделаешь! Я не буду тебя водить на стадион, всё равно ничего у тебя не получится, только деньги трачу на тебя!" (это, правда, привело к обратном эффекту)

---"Учи химию как хочешь, выучи учебник наизусть если ничего запомнить не можешь, это не учительница объяснить не может, это ты тупая! Не хочешь учиться - будешь всю жизнь унитазы мыть!"

---"Ты же нормально пишешь, почти без ошибок, но почему ты не можешь рассказать правила которыми сама же пользуешься! Не ври что не можешь их запомнить, всё ты помнишь, только любишь меня злить! Пока не выучишь правила наизусть будешь получать пары!"

---"Ты что, правил пионербола не знаешь???? Ты дура? Ребята, посмотрите на неё, она не знает правил! Если ты болела когда я объясняла это твои проблемы, хочешь выучить правила отца спроси. Ааа, да ты ещё и безотцовщина... Ну ладно, сиди на скамейке."

---"Ты почему сидишь фантастику читаешь? Ты химию уже забросила, да? Аа, бесполезно все (махнув рукой), ты все бросаешь через пару месяцев. И зачем я учебники покупала? Зачем ты в лицей ходишь? Давай тебя в обычную школу через дорогу переведем, окончишь пту, будешь продавщицей работать. Что? Тебе нравится химия? Ну тогда занимайся! Или ты опять хочешь только 3 место на олимпиаде получить? Раз взялась за дело, ты должна быть в нем лучшей! Надо всегда быть лучше других! А серенькие мышки никому не нужны!"

---"Еще вспомнила, что точно отбивает желанием что -то учить, когда твое любимое дело пытаются подменить тем, что надо надо что-то выучить. Типа, ага, рисуешь, лучше иди учи английский! Не хочешь? Тогда все выброшу! И ведь действительно чувствуешь жуткий ужас: нет, пожалуйста, сделаю все что угодно, только не выбрасывай".

---"О, у меня тоже такое было, постоянные угрозы выбросить вещи, которыми я увлекалась, если не буду заниматься тем, что хотят родители. Те же карандаши или красивый скетч-бук. Я после этого очень долго рисовала с оглядкой и под одеялом, одолеваемая жутким страхом, что вот еще минута и все. А потом надолго перестала, так мне нервы этот ужас вымотал. Проще было просто отказаться, чем за каждую попытку порисовать переживать такое"

---"Насильственное кормление незапрошенными знаниями.
Ребенок не получает ответов на свои вопросы, не имеет возможность думать головой, пробовать, ошибаться.
Он должен глотать ту информацию, которую ему скармливают, и выдавать ее сразу, в том виде, в котором требуют.
К учебе это вообще отношения не имеет."

---"Меня били,если что-то не правильно. В конечном итоге я впадала в дикий тупняк сразу (до сих пор бывает, на цифры особенно), как только мама открывала рот. Она доооооолго объясняла и потом ессно снова била.
Второй стратегией было срочно культивировать интерес. Нравится рисовать? Срочно в художку и чтоб учиться поп олной! Нравится на лошадях? Срочно учиться и тд
Любой интерес становился гипертрофированным и уже не моим, а маминым
Естественно,я уже ничего не хотела в итоге.
Когда подросла все бросила, школу еле-еле закончила".

---"Просто не пытаться реализовать в детях свои нереализованные амбиции. А также умерить родительскую гордыню. Иногда складывается впечатление, что некоторые родители себя любят намного больше чем ребенка. Надо чтобы три языка учил, в пять секций ходил, а иначе чем перед знакомыми похвастаться"

---"У меня было одно условие, которое сын принял и выполнял: переходить из класса в класс, не оставаться на второй год. Отметки - зона его ответственности. Дневник не смотрела, никогда не проверяла, на род. собрания не ходила. Уроки он не делал вообще. Не заставляла, потому что переходил. Занимался спортом - лыжи. Институт выбрал сам, поступил сам очно, выучился. Могли финансово помогать только на первых курсах. Потом нам перестали платить зарплату вообще. Зарабатывал сам. Защитился на отлично. Успешно работает. Считаю, что главное - дать выбирать ребенку свою жизнь самому, научить быть ответственным за нее. Верить в него, гордиться и любить. Не "заживать" жизнь , не принимать за него важные решения - это самое лучшее, что может дать родитель".

-----------------------

(это были часть комментариев в посту в ЖЖ "Причинение добра и нанесение счастья"

Пост miumau "Что можно выжать из ребенка", с которого началось это обсуждение. Там тоже 150 комментариев с личным опытом и видео,показывающее, что могут достигнуть дети, если родители очень захотят:



------------------------

Почему я написала про эту тему? Из возраста "мамочек" я давно вышла, внуков на горизонте не видно. А вот консультирующиеся довольно часто пишут о проблемах с детьми, иногда так "Меня даже свое здоровье не так волнует,как отношения с сыном, который не хочет учиться. Вся моя энергия уходит на борьбу с ним. Результат нулевой, а сил у меня больше нет".

На это я отвечаю "Снизьте градус значительности, отстаньте от ребенка". Ну, много рассуждать на эту тему на аюрведической консультации я не могу, а вот ссылку на этот пост могу ставить. Пусть родители сами разбираются.

Хорошо помогает известная техника "Пустой стул". Бауэр (Bauer,1979) описывает технику "Пустой стул" следующим образом:

"Психотерапевт провоцирует диалог между родителем и ребенком, якобы сидящем на пустом стуле. Он просит родителей разыграть диана другой стул и ответить ребенку, теперь уже от себя.

Такой процесс продолжается до тех порлог за обе стороны. Причем инструкция может быть примерно следующей: "На этом стуле, прямо напротив Вас, сидит Ваш ребенок. Пожалуйста сядьте на стул и говорите так, как бы это сделал Ваш ребенок. Скажите то, что Ваше чадо сказало бы Вам, если бы оно оказалось здесь?"

После того как в таком положении сказано нечто важное, клиента просят пересесть , пока не происходит некоторая важная интеграция. При этом психотерапевт может давать следующие комментарии: "Если я вас правильно поняла, Вы хотели сказать, что очень злы и можете ударить этого человека?" Или же психотерапевт может принять роль "другого Я" клиента и очень кратко сказать о том, что клиент, по ее мнению, сейчас испытывает в действительности, наблюдая при этом реакцию клиента.

Говоря голосом ребенка, родитель приобретает вновь те части своего Я, которые оказались спроецированы на ребенка. В конце-концов фокус сдвигается от диалога взрослого и ребенка к внутреннему диалогу родителя или к диалогу между родителем и его собственным родителем, будто-бы сидящем на пустом стуле. Таким образом данный опыт переводится в историческую перспективу - в родительскую семью самого клиента".

Попроще это рассказывается, например здесь, "Самая короткая консультация"

https://www.adme.ru/zhizn-semya/samaya-korotkaya-konsultaciya-u-psihologa-995110/

Родители! Отстаньте от детей!
Tags: воспитание, дети
Subscribe

  • Тоники шатавари и ашвагандха

    Известный тоник шатавари часто рекомендуют принимать с ашвагандхой. Ашвагандха занимает в аюрведической медицине такое же место, как женьшень в…

  • Одуванчик - русский женьшень

    Так его называют в русских травникаx. Во многих странах уже начался одуванчиковый сезон, продлится он недолго и знатоки спешат запастись…

  • Усилитель вкусов

    Увидела недавно в ленте совет известного повара о том, что при готовке можно усиливать основной вкус тем добавлением похожих продуктов, но с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments