Лина Аюрведа (nilulin) wrote,
Лина Аюрведа
nilulin

Categories:

Бхагавад Гита в переводе Б. Гребенщикова

Бхагавад Гита меня не отпускает, я постоянно возвращаюсь к ней. Совсем недавно повторяла свой пост «Духовная энциклопедея — Бхагавад Гита».

И вот опять встретила новый перевод. Оказывается Б. Гребенщиков переводил. То, что он в теме, я знаю.Но что еще и переводчик — это круто.

Из программы «Аэростат» Бориса Гребенщикова:

«Здравствуйте!

У меня радость. Я наконец закончил перевод великой индийской книги «Бхагавад Гита».

«Бхагавад-Гита» – это фрагмент длиннейшей поэмы в мире – древнеиндийского эпоса «Махабхарата». В своей изначальной форме «Махабхарата» состоит из двадцати четырех тысяч стихов, но со временем количество стихов в ней разрослось до ста тысяч.

А «Гита» – один небольшой фрагмент ее; разговор принца Арджуны и его возничего, бога Кришны. Этот небольшой кусочек давно перерос саму «Махабхарату» и стал cамостоятельной книгой – одной из самых священных книг не только индуизма, но и всего человечества.
Поэтому и название «Бхагавад-Гита» – «Песня Бога».

Знаменитый ученый Вильгельм фон Гумбольдт назвал «Бхагавад-гиту» «прекраснейшей, быть может, единственно истинной философской песнью из существующих на каком-либо языке». А наш Максимилиан Волошин писал: «Бхагавад-Гита» — это одно из величайших Евангелий человечества».

Ее переводили на латынь, а образы и идеи оттуда вошли в творчество таких титанов, как Гёте и Гердер. Европа познакомилась с «Гитой» в 1785 году, когда санскритолог Уилкинс впервые перевел ее на английский язык.

В России «Гита» впервые появилась еще при Иване Грозном. На протяжении XIX века «Бхагавад-гита» получила широкую известность среди русской интеллигенции. И даже Священный Синод благословил «Разговор Кришны с Арджуном» к изданию, сочтя его «книгой душеполезной».

«Гита» – это подробная инструкция о том, как нужно вести себя человеку в отношениях с Богом. Многие аспекты жизни там объясняются очень и очень ясно; и конечно, сказано там и о том, кто же человек есть вообще.

Если открыть 13 главу «Гиты», там говорится важнейшая вещь:

Это тело называется Полем,
(потому что человек сеет в Него
Зёрна своих действий и пожинает их плоды).
Мудрые говорят, что есть «Обитатель Поля»
(Тот, кто наблюдает за происходящим в этом теле).

Так вот, немного о Поле.

Человек «сеет зерна своих действий и пожинает плоды»; другими словами, то, что являет нам мир, то, с чем мы сталкиваемся каждый день, является результатом наших собственных действий. Мир реагирует на то, что мы делаем.

А наши действия обусловлены тем, как мы воспринимаем мир. То есть, порядочному человеку сложно представить себе, что можно воровать, а вор видит во всех воров, и ведет себя соответственно по отношению к окружающему. Ну а окружающее реагирует на его поведение и отвечает соответствующим образом.

Как говорил Будда в «Дхаммападе» - «все, что мы собой представляем, есть плод наших помыслов».

Поэтому и говорится: если хочешь изменить мир, измени сначала себя; а когда это сделаешь - увидишь, что мир, может быть, и не нуждается в изменении.

Я уже неоднократно рассказывал вам, что в буддийской космогонии есть шесть миров: богов, полубогов, людей, животных, голодных духов и существ, живущих в аду.

Конечно, на самом деле градаций бесконечно больше - примерно столько, сколько вообще есть существ в мире - но давайте исходить из этих шести.

Соответственно, в предыдущей жизни каждое живое существо жило в каком-то из этих миров и родилось в нашем мире с привычками и видением мира, приобретенным в прошлых жизнях. Это и называется кармой.

То есть, бывший голодный дух в этой жизни по привычке будет мучиться от голода, жажды, недостатка всего-всего-всего; а бывшие обитатели мира страданий будут и в этом мире исходить из того, что жизнь есть страдание; будут страдать сами и причинять страдания другим – не от злой воли, а просто потому, что не знают, как можно жить по-другому.

Это – ни хорошо, ни плохо. Просто так есть.

Однако мне представляется весьма полезным научиться разбираться в том, что именно руководит моими действиями: что заставляет меня выбирать одно, а не другое, что обуславливает мое восприятие мира и – таким образом – мои поступки. И если мне не нравится реакция мира – может быть, изменить то, как я действую.

Но это мы говорим о том, что образует наше «эго», или, другими словами – память о всем, кем мы были и что совершали в предыдущих жизнях: счетчик нашей кармы; наше Поле. Но поле – это еще не мы сами.
Так кто же обитает в этом Поле?

В «Гите» сказано: Есть Поле – и есть Тот, Кто Обитает в Поле и Наблюдает за Происходящим в нем; Тот, Кто Ведает Поле.

Один из величайших святых 20-го века, святой с горы Аруначал Шри Рамана Махарши, писал: «Если сконцентрировать внимание на источнике, из которого берутся все мысли, ум успокоится прямо в истоке, и истинная реальность начнет сиять.

Не концентрируй внимание на всех меняющихся фактах жизни, смерти и феноменов. Не думай даже о самом факте видения и восприятия их: думай только о том, ЧТО воспринимает все это; Что отвечает за все это.
Поначалу это кажется нереальным, но мало-помалу ты почувствуешь результат. Потребуются годы учёбы и практики, но именно так становишься мастером. Дай себе на это четверть часа каждый день.

Попытайся устремлять внимание на ТО, что в тебе видит. Это внутри тебя. Не думай, что это ТО – что-то определенное, на что легко обратить внимание – это не так. Потребуются годы, чтобы обнаружить в себе это ТО; но первые результаты такой концентрации дадут о себе знать уже через 4-5 месяцев – начнутся всякие формы подсознательного ясновидения, покой ума, сила справляться с проблемами, сила и уверенность. Отныне пусть ваша медитация будет не на «видении», – не на том, что ты видишь, но на ТОМ, КТО в тебе видит.
Твоя самореализация – величайший дар, которую ты можешь дать людям».

Вернемся к «Гите».

27. И тот, кто видит
Высшую Душу
В каждом живом существе,
Бессмертную среди смертных –
Тот видит все так, как есть.

28.Тот, кто видит, что Бессмертная Душа
Пребывает во всех,
Никогда не собьется с пути;
Он достигает своей высшей цели.

30. Тот, кто видит, что все
Отдельные существа
Являются частью Единого
И произошли от Него,
Сам достигает Абсолюта.

33. Как одно солнце
Освещает весь мир,
Так «Обитатель Поля»
Озаряет собой все Поле.

34. Тот, кто видит
Отличие «Поля»
От «Обитателя Поля»
И видит, как люди могут
Освободиться из сетей
Материальной природы -
Тот достигает Высшего.

А вот еще одна фраза на эту же тему:

«Знание множится не от побед над другими, а от мудрости, спокойствия и радости, которые ты добыл в себе, когда этого никто не видел».

А все вышесказанное легко проверить на себе, и это может сделать каждый из нас прямо сейчас. Сначала просто обратите все свое внимание на то, что воспринимают ваши органы чувств: что именно вы слышите, что чувствуете, обратите внимание на цвета, запахи, звуки, ощущения.

А потом задумайтесь о ТОМ, кто в вас это воспринимает.
Если вы это сделаете, вы заметите, что у вас не остаётся внимания на то, чтобы поддерживать «миф о себе»; вы заметите, что у «Того, кто все воспринимает», у «Обитателя вашего Поля» нет ни имени, ни истории, ни понятия о времени или пространстве, нет ни воображаемого будущего, ни придуманного прошлого; есть только бесконечно прекрасное вечное Вне Времени.

И это прекрасное – и есть вы; тот, кто обитает в поле вашей жизни.
И когда знаешь это – живется как-то по-другому.
Спасибо!»

(Борис Гребенщиков)

Ссылка на авторскую программу БГ на радио в посте:

«Бхагавад Гита в переводе Б. Гребенщикова»


Мои пост о Бхагавад Гите «Духовная энциклопедия»



---------------------------------------------------
Tags: бхагавад гита, словами великих
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments